ГАУ МО Наро-Фоминское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 10 июля

облачно с прояснениями+21 °C

Сейчас в эфире

Присоединяйтесь к радио «Нара-ФМ»!

ПАЛОМНИЧЕСТВО. Сегодня в Московской области свыше полутора тысяч действующих храмов и не- сколько десятков монастырей

26 июня 2020 г., 18:48

Просмотры: 117


Чтобы рассказать обо всех них, потребовалось бы несколько томов. Поэтому остановимся на некоторых святынях Подмосковья, которые обладают исторической, культурной, духовной значимостью. Полагаем, в этих местах будет интересно побывать всем — и воцерковленным людям, и тем, кто только ищет свою дорогу к храму

1. УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

Летопись связывает основание мона- стыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными собы- тиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Боро- динской битвы. В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре кре- стьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука. В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили. 

2. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

Обитель основана во второй половине XV века. Свято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси. Монастырь основан иноком Новго- родского Варлаамо-Хутынского мона- стыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов. В Белопесоцкой обители хранился чудотворный список с иконы Божией Матери «Утоли моя пе- чали». Существовала традиция носить этот образ по окрестным деревням. В 1871 году Богородица спасла от холеры село Малино. После падения советской власти икону долгое время не отдавали, но в 2012 году она все же вернулась в обитель. 

3. МОЖАЙСКИЙ ЛУЖЕЦКИЙ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ 

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах. Своим появлением Лужецкий Фе- рапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можай- скому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий. Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора. Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой постро- или храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными кре- стами. Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитек- турным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий. 

4. МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ XVI-XIX ВЕКА 

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен. На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчал- ся святой благоверный князь Дмитрий Донской. Неподалеку от площади, на улице Лажечникова, расположен Брусен- ский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Оби- тель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.  

5. САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ 

Обитель основана в 1390-х годах. Обитель стоит на берегу Москвы-реки. Основана преподобным Саввой Сторожевским. В самом конце XIV века князь Юрий Дмитриевич попросил своего духовника — отца Савву — основать мо- нашескую общину. Так в местности под названием Сторожа появилась обитель. Очень скоро в ней появился первый каменный храм, дошедший до наших дней. Это одна из древнейших построек всего Подмосковья — Рождественский собор начала XV века. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться у мощей препо- добного Саввы. Интересно, что колокол на гербе Звенигорода — уникальный 35-тонный большой благовестный колокол монастыря, разрушенный во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Как говорили старые люди, в свое время его звон был слышен до самой столицы. 

6. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВЕ 

Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском по- лигоне стоят две церкви, посвященные памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена со- всем недавно, в 2007 году. Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрес- сий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых. В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных. Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается па- триаршее богослужение под открытым небом. 

7. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ ОСТРОВ 

Храм, скорее всего, построен в конце XVI — начале XVII веков. Преображенский храм — загадка для историков. Не- которые исследователи считают, что он построен в память какого-то важного события, но никто не знает, какого. Неизвестна даже точная дата его основания. По традиции, церковь относят к эпохе Ивана Грозного. Архитектурно храм по- вторяет сюжет иконы Преображения Го- сподня. Богато украшенный каменными «кокошниками», он возвышается на горе подобно преобразившемуся Спасите- лю. Боковые приделы освящены в честь Моисея и Илии. А в основании шатра расположены 12 декоративных главок, которые символизируют апостолов. Смешную колоколенку в стиле русской готики пристроили к величественному храму через несколько веков после его воздвижения. 

8. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА В МИКУЛИНЕ 

Храм возведен в 1550-х годах. У самой окраины Московской области, на живописной поляне в обрамлении древних земляных валов стоит Михайло-Архан- гельская церковь. Ее величественные пропорции и лаконичный архитектурный наряд создают образ храма-богатыря. Древний город Микулин на реке Шоша впервые упоминается в летописях в 1363 году. Им правили крупные политические деятели, здесь чеканилась собственная монета, существовали монастыри. Духовным центром города стал собор в честь Михаила Архангела. Древнейшее здание храма не сохранилось. Пятиглавый собор, который стоит сейчас в селе Микулино, возвели в XVI веке. Тогда этой землей владел князь Семен Иванович Микулинский, военный гений Московского государства. Он умер в 1559 году от ранения в шею, полученного во время похода на земли Ливонии, и похоронен в созданном на его средства соборе.