ГАУ МО Наро-Фоминское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 28 октября

пасмурно+6 °C

Сейчас в эфире

Присоединяйтесь к радио «Нара-ФМ»!

В чём преимущество городских округов

06 дек. 2016 г., 15:25

Просмотры: 1287


Этот и другие вопросы обсуждались на прошлой неделе в Московской областной думе на круглом столе  на тему «Совершенствование организации местного самоуправления в Московской области».
Мероприятие вёл председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов. В нём приняли участие областные и муниципальные депутаты, главы городских округов, члены Общественной палаты Московской области, политологи, представители СМИ.
О необходимости совершенствования местного самоуправления и плюсах преобразования муниципальных районов в городские округа рассказали заместитель председателя правительства Московской области – руководитель администрации губернатора Московской области Михаил Кузнецов, заместитель председателя правительства Московской области – руководитель Главного управления территориальной политики Московской области Александр Костомаров, министр финансов Московской области Антон Котяков, министр экономики Московской области Ирина Смирнова.
Открывая дискуссию, Игорь Брынцалов назвал главные цели объединения поселений в городские округа: повышение эффективности управления и экономия финансов. Кроме того, преобразование позволяет исключить межличностные конфликты глав поселений и глав районов, аккумулировать кадровые ресурсы и усилить за ними контроль.
«Положительный эффект с точки зрения социально-экономической ситуации, развития муниципалитетов, где преобразования уже произошли, – несомненен. Объединение территорий поселений дает возможность устранить такие проблемы, как разграничение имущества и полномочий между районом и поселениями в его составе, – подчеркнул Брынцалов. – Кроме того, в процессе проводимой реформы существенно сокращается муниципальный чиновничий аппарат: проведённые преобразования в прошлом году дали экономию 2,1 миллиарда рублей. Эти средства были направлены на развитие здравоохранения в регионе».
Анализируя особенности административно-территориального устройства Московской области, Александр Костомаров отметил, что при формировании городских округов повышается доступность власти и её ответственность. На территории Подмосковья в единые городские округа объединены Королёв, Балашиха и Подольск, этот статус также получили Озёрский, Мытищинский, Каширский, Егорьевский, Шаховской и Серебряно-Прудский районы.
В настоящее время инициатива формирования городских округов реализуется в десяти муниципальных районах. По словам Костомарова, до конца 2016 года этот процесс планируется завершить в Зарайском, Павлово-Посадском и Рузском районах. В Истринском, Красногорском, Люберецком, Луховицком, Наро-Фоминском, Талдомском и Шатурском муниципальных районах проводятся публичные слушания, решения принимаются только с учётом мнения жителей.
 «Мы уверены, что предлагаемые изменения ускорят решение многих вопросов за счёт сокращения имеющихся сейчас избыточных административных барьеров и ликвидации дублирующих функций», – отметил Костомаров.
«Мы придерживаемся мнения, что лучше сильная одноуровневая местная власть, где глава – человек, ответственный за принятие управленческих решений, являющийся, в том числе, «одним окном» и для бизнеса», – сказал Михаил Кузнецов.
Председатель думского комитета по местному самоуправлению Александр Наумов рассказал о юридических аспектах обсуждаемой темы. Перечислив этапы процедуры объединения территорий, он подчеркнул, что законность прошедших преобразований подтверждена судебной практикой, в частности, апелляционными определениями Верховного суда и решениями Мособлсуда.
Наумов отметил, что при проведении таких стратегически важных реформ недопустима торопливость при принятии решений, нельзя пытаться преобразовать район в городской округ любыми средствами. Нужны взвешенные подходы и детальная проработка, одно из главных условий - желание жителей провести это преобразование. Все изменения необходимо проводить при широком обсуждении и достижении согласия муниципальных сообществ, что не раз подчёркивал губернатор Московской области А.Ю.Воробьёв. 
«Скоропалительная неподготовленная реформа зачастую приводит к обратному вместо ожидавшихся последствий», - отметил депутат и привёл пример реформ, проходивших в 1962-1964 гг. Наумов также предложил вернуться к вопросу о выборах глав. С одной стороны, повышается роль советов депутатов, которые выбирают главу из кандидатур, предложенных конкурсной комиссией. В то же время жители муниципальных образований лишены возможности избирать главу и, соответственно, влиять на принимаемые им решения. 
Председатель комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Мособлдумы Андрей Голубев заострил внимание на сохранении льгот и мер социальной поддержки жителей сельских поселений и посёлков городского типа - учителей, врачей и других медработников, социальных работников, работников культуры и других работников социально-культурной сферы при формировании городского округа, что не раз подчёркивалось ранее. Достигнутый уровень социальной защищённости гарантирован в Московской области законодательно.
Ирина Смирнова в своем выступлении дала экономические обоснования преимущества городских округов по сравнению с муниципальными районами. Для бюджета это – единые подходы в налоговой политике: единые налоговые ставки на землю, имущество физических лиц, ставки аренды на имущество, налоговые льготы, выравнивание уровня налоговых и неналоговых доходов на душу населения. Для бизнеса – рост инвестиционной привлекательности за счёт снижения административных барьеров, формирования новых земельных участков без учёта границ поселений, упрощение процедуры технологического присоединения к инженерным коммуникациям. Для населения - это переход к единым тарифам в сфере тепло-водоснабжения и водоотведения, введение городского тарифа на проезд в автобусах – для тарифной зоны 35-50 км поездка станет дешевле в два-три раза. 
О твечая на вопрос, не останутся ли высвобождаемые чиновники «на улице», министр экономики указала на возможность для них перейти на работу в МФЦ: «Принятие заявок на государственные и муниципальные услуги будет идти через МФЦ, тем самым мы исключаем чиновника из общения с тем, кому нужна эта услуга. Мы переходим на принятие через МФЦ проектно-сметной документации на строительство и так далее. Чтобы человек, который хочет заниматься предпринимательством, за один раз мог написать все заявления в МФЦ и затем получил все бумаги. Специалистов катастрофически не хватает». 
Министр финансов Антон Котяков на основе анализа структуры доходов и расходов бюджетов муниципальных районов показал, что объединение территорий позволяет концентрировать доходы и оптимизировать существующие расходы. Происходит также уменьшение трудозатрат и повышение качества финансового менеджмента. Это дополнительный источник решения точечных задач территорий, возможность участвовать в большем количестве программ, которые финансируются из областного бюджета.
Председатель Совета депутатов городского округа Химки Александр Дряннов поделился 12-летним опытом развития этого муниципального образования, где ещё в 2003 году пошли по пути создания одноуровневой системы управления. 
Алексей Спасский, глава городского округа Кашира, образованного два года назад, остановился на проблемах сельских поселений, рассказал, какие меры принимаются, чтобы не произошло «перетягивание» ресурсов в пользу административного центра. 
Олег Иванов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области, привёл примеры из опыта регионов Российской Федерации и зарубежных стран, которые показывают, что в настоящее время наблюдается тенденция к укрупнению муниципальных звеньев управления территорий. По его мнению, взятая за основу при разработке 131-ФЗ баварская модель в очередной раз показала справедливость поговорки: «Что русскому хорошо, немцу – смерть», - в обратную сторону. 
По словам заместителя председателя Общественной палаты Московской области Марины Юденич, идёт острая общественная дискуссия по этому вопросу. Общественная палата планирует в ближайшее время провести встречи, круглые столы в тех муниципалитетах, которым предстоит объединение поселений: «Мы хотим пригласить туда людей из уже объединившихся муниципальных образований, чтобы они привели свои доводы, рассказали, какие произошли перемены. Чем внимательнее мы будем выслушивать как противников, так и сторонников реформы, тем правильнее будет наше решение». Запланирован также ряд выездных заседаний Совета по правам человека при губернаторе.
Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил, что в сегодняшних условиях экономической ситуации требуются меры по повышению эффективности управления бюджетными средствами. Принимая эти меры, надо учесть многие нюансы. 
«Логика, которой руководствуются главы муниципалитетов, продиктована интересами жителей населённых пунктов, территорий. И самое главное - эту логику не потерять, – подчеркнул Михаил Виноградов. – Эта площадка дает возможность для сближения позиций, потому что любые изменения – это и тревоги, и самые разные ожидания. Поэтому важно профилактировать те возможные недопонимания, которые могут возникнуть при принятии любых решений».
В состоявшемся обмене мнениями приняли участие представители Пушкинского, Красногорского муниципальных районов, городских округов Егорьевск, Озёры и Мытищи, Академии при президенте Российской Федерации. Прозвучали разные мнения и предложения, в том числе о проработке законодательной инициативы создания наряду с городским округом формы управления «муниципальный округ». 
Подводя итоги, Игорь Брынцалов поблагодарил участников обсуждения и пообещал довести разработки, выполненные в министерствах экономики и финансов для круглого стола, до советов депутатов, администраций поселений и общественных палат.

Татьяна Окулова.
Фото автора.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц