ГАУ МО Наро-Фоминское информагентство

Яндекс.Погода

среда, 21 ноября

пасмурно-2 °C

Онлайн трансляция

Самолёт Петра Кошелева

20 янв. 2017 г., 11:36

Просмотры: 316


Накануне нового года «Основа» сообщила о мероприятии, которое прошло в парке Победы у памятника лётчикам. Историю этого памятника, которому в 2016 году исполнилось 30 лет, рассказал нарофоминец Пётр Степанович Кошелев, бывший военный лётчик, её непосредственный участник.
О том, как проходил в 1986 году День города, известно из репортажа А.Тихонова, В.Бабичева и В.Леськовой в районной газете «Знамя Ильича». Он начинается с рассказа об открытии памятника лётчикам, даём его с небольшими сокращениями:
«26 июля. 9.30 утра. Парк Победы. Сюда в этот час пришли нарофоминцы и гости города, чтобы принять участие в торжественном открытии памятника военным лётчикам, защищавшим в нашем небе в годы Великой Отечественной войны подступы к Москве.
Митинг открыл первый секретарь ГК КПСС В.И.Крамков.
- Сегодня здесь в честь 60-летия нашего города открывается сооружённый по решению исполкома Наро-Фоминского горсовета памятник лётчикам-нарофоминцам, героическим защитникам Родины.
Почётное право открыть памятник предоставляется председателю исполкома Наро-Фоминского горсовета И.В.Фисенко и бывшему военному лётчику, ныне директору совхоза «Красная Пресня» А.А.Васину.
Минутой молчания почтили собравшиеся светлую память павших защитников Родины.
Нарофоминцы самоотверженно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Высокого звания Героя Советского Союза удостоено 25 наших земляков. Среди них лётчики – Сергей и Александр Курзёнковы, Пётр Самохин. Их именами названы улицы городов нашего района.
А сегодня вместе со всеми встречают 60-летие города наши земляки, лётчики, дошедшие до Берлина – С.К.Митюшкин, А.П.Конюхов, А.А.Васин и другие.
Одно выступление сменяется другим. Своими воспоминаниями делится Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник в отставке И.Е.Фёдоров. От имени молодёжи района выступает секретарь комитета ВЛКСМ шёлкового комбината Ольга Липатова. Бывший лётчик-истребитель Н.И.Морозов посвящает своё стихотворение 60-летию Наро-Фоминска, своим друзьям:

Лётчикам слава, отважным и смелым!
Вы – покорители наших небес.
Машина послушна движеньям 
                                                                умелым,
Лишь грохот пронзает землю и лес!»

Как часто бывает, главное действующее лицо осталось «за кадром». Бывший военный лётчик Пётр Степанович Кошелев, доставивший этот самолёт в Наро-Фоминск и руководивший его установкой, конечно, был на празднике. Как и полагается, надел парадную форму. Но по своей скромности не только не выступал на митинге, но даже не попросил у организаторов фотографию. «Думаю, снимок должен у кого-то быть», - говорит Кошелев. В надежде найти его он обратился в Наро-Фоминский районный архив. Фото там не оказалось, но когда я стала искать в архиве информацию о парке Победы, добрый друг нашей газеты сотрудник архива Н.Р.Хорошева вспомнила о давнем визите П.С.Кошелева и стала для нас связующей ниточкой. Пётр Степанович пришёл в редакцию и рассказал о памятнике и чуточку о себе.
История начиналась как приключенческая. Сначала Кошелева отправили в Даугавпилс, побратим Наро-Фоминска, где проходила выставка вооружения. Причиной поездки послужило обещание, данное во время осмотра выставки официальной делегацией Наро-Фоминского района. Кто-то из наших, глядя на многочисленные выставочные самолёты, сказал о намерении установить в Наро-Фоминске самолёт в виде памятника: «Вот бы нам один самолёт!..». Ему говорят: «Бери любой!». Слово – не воробей, воспринято было всерьёз. 
- Мы приехали, - вспоминает Пётр Степанович, - нашли этого человека, а он говорит, что пошутил: «Это же выставка, как я дам самолёт?!». Вернулись оттуда, не солоно хлебавши, и стали здесь искать. Я позвонил нескольким своим знакомым, они посоветовали действовать через ДОСААФ. Там на мой звонок сказали, что помогут и предложили на выбор несколько мест, где можно взять самолёт. Самым близким был авиаклуб в Воротынске Калужской области, я выбрал его. Было получено «добро» начальника управления АП и ВС ЦК ДОСААФ СССР С.Н.Маслова. 
Кошелев показывает мне письмо на фирменном бланке ЦК ДОСААФ от 21.05.86 в адрес начальника Калужской УАО, секретаря Наро-Фоминского ГК и командира в/ч 73875: «Один списанный самолёт Миг-17 Калужской УАО, приведённый в нелётное состояние, с демонтированным двигателем и аппаратурой разрешаю передать представителю Наро-Фоминского горкома КПСС для установки в парке Победы. Срок передачи взаимно согласуйте. Транспортировку техники осуществляет получатель».
На письме красуется резолюция: «Т. Дружбину И.И., т. Жарковскому В.Н. Прошу заняться этим вопросом и до 60-летия города самолёт установить в парке Победы. В.Крамков. 31.05».
Держа в руках этот исторический документ (на фото), я радовалась и думала, что Пётр Степанович не зря сохранил его. Обязательно будет он когда-нибудь лежать в витрине музея города Наро-Фоминска! 
Как мы знаем из газеты, открытие памятника состоялось 26 июля. Значит, времени для исполнения задуманного оставалось в обрез. Но руководство города доверило это дело Кошелеву и не ошиблось.
Прежде всего он с заветным письмом съездил в Воротынск. На электричке, разумеется. Внимательно осмотрел предложенный самолёт, остался доволен и договорился, что приедет в воскресенье. 
С транспортом помог Александр Иванович Суриков, выделил тягач (как в то время называлась его организация, Кошелев запамятовал, позже, в начале 2000-х, она стала именоваться «Промстройгаз»). 
- Вы не подумайте, что я сам всё организовал, - словно извиняется Пётр Степанович. – Все были задействованы: и секретари горкома, и военком Корешков, и его заместитель Капустин. Совещание по этому поводу проводили, утвердили размеры постамента.
Выясняется, что втянулся Кошелев в эту «авантюру» через военкомат. Капустин ему позвонил и попросил помочь. Пётр Степанович и прежде выполнял разные поручения военкома, и на этот раз согласился. Одного не учёл, что потратит на это весь отпуск.
Легко сказать - транспортировка техники. Скоро только сказка сказывается! Доставка самолёта не обошлась без приключений. Их с водителем ждали: «Вот ваш Миг-17. Но грузить у нас некому и техники нет». Просто картина Репина получается! Представьте: воскресенье, самолёт, и два человека должны как-то водрузить его на платформу тягача. Другой бы растерялся, психанул и поехал назад, а Кошелев - вышел на дорогу, поймал кран, договорился с водителем. 
«Погрузили его кое-как, еле поместился, - вспоминает лётчик, которому приходилось не раз поднимать такую машину в небо. - Корпус прикрепили в середине, крылья – по бокам. Прихватили ещё несколько колёс, их много валялось, нам сказали, хоть все забирать. Доехали до Наро-Фоминска благополучно».
Почти сразу он приступил к работе, стал готовить самолёт к установке на постамент. Место для работы было выделено на площадке ЖКХ в районе Красной Пресни. В помощь дали двоих парней. Торопились к дате, но сделали всё так, что самолёт простоял 30 лет без ремонта, и ни ветром его не сдуло, ни ураганом не повредило. 
«Мотор и электроника были уже вынуты в Воротынске, - поясняет Пётр Степанович, - но нам тоже хватило работы, внутри ещё много всякой всячины оставалось. Вынули всё, чтоб самолёт стал легче, и чтоб не было ни у кого соблазна в нём ковыряться. Потом собрали его уже без «начинки», все швы проверили».
Постамент для памятника сооружали апрелевцы. Время показало, что прочность и другие параметры просчитаны правильно. Хоть сделали не совсем так, как первоначально планировалось, наклон оказался круче, самолёт уходит почти вертикально вверх. Сначала Кошелева это огорчало, но теперь он думает, может, оно и лучше: иначе, лазили бы туда, а так – нет смысла, не посидишь на нём. 
Самолёт доставили на место, подняли на постамент с помощью крана и закрепили его. Когда всё смонтировали, Пётр Степанович заметил, что забыли закрыть «фонарь». Так на профессиональном языке называется прозрачный купол кабины. Пришлось вызвать машину с подъёмником, которую используют для замены лампочек в уличных фонарях. «Меня подняли, - улыбается лётчик, - я пытаюсь закрыть, а «фонарь» тяжёлый такой, самолёт вздыблен! Еле закрыл». 
Кошелев остался не только без отпуска, но и без оплаты. Надеялся, что ему заплатят, как всегда, когда военкомат привлекал на какую-то работу. «Я тогда работал в пионерлагере «Зорька» от завода имени П.О.Сухого, рассчитывал на 180 рублей, месячную свою зарплату. Справку привёз, а мне в бухгалтерии говорят, что не положено, в отпуске был… И колёса мои растащили, которые привёз из Воротынска! Думал, тачку сделаю, а когда хватился – нет ни одного», - весело завершает Пётр Степанович свой рассказ.
Собственную биографию он уместил в несколько предложений. С детства мечтал о небе. Поступил в лётное училище, но «случился» переход на 2-годичное обучение. Несколько раз курсантов направляли из одного училища в другое, прессинговали, чтобы те написали заявления и отчислились. Самые стойкие в итоге прибыли в Армавир, где и закончили учёбу. Служил в разных местах по всему Советскому Союзу – и в Средней Азии, и на Украине, и даже в Польше 5 лет прослужил. Летал на многих машинах, в том числе на Миг-17, освоил 10 видов самолётов. Приходилось летать и с ядерным оружием на борту.
В Наро-Фоминск приехал в 1979 году после демобилизации. Первая жена тяжело заболела, умерла. Старшая дочь с семьёй живёт на Украине. Младшая дочь от второй жены попала с мужем в автоаварию, разбились. Пётр Степанович с женой воспитывают внучку, в которой души не чают.
Полюбуйтесь на взмывающий в небо самолёт в парке Победы! В нём живёт и всегда будет жить частичка доброй крылатой души Петра Степановича Кошелева. 

Татьяна ОКУЛОВА.
Фото автора, Владимира КАРГИНА, 
из архива П.С.Кошелева
и газеты «Знамя Ильича.