ГАУ МО Наро-Фоминское информагентство

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 11 декабря

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

О закупках и торгах

04 окт. 2016 г., 11:15

Просмотры: 206


28 сентября в Московском областном УФАС России состоялась пресс-конференция на тему «Проблемы, возникающие при проведении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вёл пресс-конференцию помощник руководителя Московского областного УФАС России Ш.А.Матаев.

Статистика жалоб и нарушений

По словам Матаева, количество жалоб с каждым годом увеличивается. В 2013-м году количество жалоб составило 1356, в 2014-м – 2130, в 2015-м – 4195. В 2016-м году количество жалоб уже превысило 3500, до конца года эта цифра ещё увеличится.
Что такое жалоба? Жалоба подаётся на действия заказчика – уполномоченного органа – комиссии по осуществлению закупок ввиду того, что права и законные интересы участника закупки каким-то образом нарушены. Если установлены требования, ограничивающие его возможности подать заявку на участие в торгах, либо его отклонили от участия в торгах, то это является поводом для обращения в ФАС.
Жалоба назначается в течение двух рабочих дней, публикуется на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, вместе с вызовом направляется сторонам по почте. Т.е. в течение этого времени вызывают заказчика и заявителя, которые должны предоставить все необходимые документы для рассмотрения жалобы по существу.
Как правило, к рассмотрению жалобы приступают на четвёртый рабочий день. При необходимости можно перенести на пятый рабочий день, тогда же выносится единственное верное с точки зрения соответствия закону решение. Жалоба признаётся или обоснованной, или необоснованной, или частично обоснованной. Выдаётся или не выдаётся предписание об устранении нарушений законодательства РФ. Срок исполнения предписания, как правило, 14 календарных дней.
Чем вызван рост числа жалоб? Увеличивается количество заказчиков – это первое. Становится больше российских предпринимателей, юрлиц, желающих принять участие в закупках. Всё большее число организаций понимает, что в торгах можно участвовать и получить государственные деньги на выполнение того или иного заказа. 
Количество выданных предписаний тоже растёт. Казалось бы, с каждым годом нарушений должно становиться меньше, но, к сожалению, это не так. В 2013-м годы было выдано 331 предписание, в 2014-м – 662, в 2015-м – 1374, в 2016-м – более 1200 предписаний.
Ш.А.Матаев отметил также, что улучшилась статистика по судебным решениям.
Что касается статистики нарушений, то она такова: 3% нарушений у заказчиков субъекта относятся к нарушениям в части размещения информации в единой информационной системе, у муниципальных заказчиков – 6%; нарушения порядка отбора участников закупок: у федеральных заказчиков – 41%, у заказчиков субъекта – 37%, у муниципальных заказчиков – 35%; нарушения в части описания объекта закупки: у федеральных заказчиков – 31%, у заказчиков субъекта – 29%, у муниципальных заказчиков – 26%. 

Правила подачи жалоб

Жалоба в административном порядке подаётся в письменной форме, она должна быть подписана подающим её лицом или его представителем.
К жалобе должна быть приложена доверенность или иной подтверждающий полномочия на подписание жалобы документ, а также документы, подтверждающие обоснованность жалобы. Кроме того, закон требует приложить к жалобе перечень всех прилагаемых документов.
Жалоба на действия заказчика подаётся:
- в ФАС в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных;
- в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный вести контроль в сфере закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ;
- в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Жалоба на действия оператора электронной площадки подаётся в Центральный аппарат ФАС.

Что предусмотрено законом

ФЗ-44 о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд призван заменить закон о размещении государственных (муниципальных) заказов. Цель контрактной системы – внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.
Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование – установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены.
При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, ограничиваются закупки иностранных товаров и услуг (причём не только в сфере обороны и безопасности).
Ещё одно новшество – электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесённое ими обеспечение, но и полученный с него доход. Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта, предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов.
Для обеспечения прозрачности закупок создаётся единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключённых контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.

Мария БАШКИРОВА.

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц